TEACCH при аутизме.

Это методика структурированного обуче­ния, цель которого - достижение максимальной степени само­стоятельности и оптимального качества жизни для детей с РАС.

 

Аббревиатура ТЕАССН (с англ.: лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных спо­собностей):

T (Treatment) and

E (Education) of

A (Autistic) and related

C (Communication)

CH (Children).

 

В основе программы лежит идея структурированного обуче­ния. Желаемый результат достигается путем обучения ребенка с аутизмом различным социально-бытовым навыкам с помощью регулярной отработки их отдельных элементов (структуриро­вания). Затем освоенные элементы объединяются в «целые» навыки. Таким образом, благодаря ТЕАССН-терапии аутичный человек может самостоятельно предпринимать адекватные дей­ствия для достижения тех или иных целей, что значительно упрощает его повседневную жизнь и способствует максималь­ной социальной интеграции.

 

В программу ТЕАССН включены различные упражнения для развития у детей с аутизмом и другими психоэмоциональными особенностями полезных умений и навыков — общения, самообслуживания, академических знаний. Работа идет по девяти функциональным системам:

  1. Крупная моторика.

  2. Мелкая моторика.

  3. Координация руки и глаза.

  4. Имитация.

  5. Восприятие.

  6. Познавательная деятельность.

  7. Речь.

  8. Самообслуживание.

  9. Социальные отношения.

 

Перед началом занятий выполняется диагностика развития ребенка по программе РЕР. По результатам диагностики составляется индивидуальная программа развития.

 

Программа базируется на идее структурированного обучения в структурированном пространстве. Учебная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится определенным навыкам и умениям. Выделяются специальные места для получения заданий, одиночных и групповых работ, взаимодействия педагога с учащимся один на один, игр. Рекомендуется также организовать отдельную «зону покоя» для случаев психоэмоциональных срывов или истерику кого-либо из учащихся.

 

Такая технология пространственной организации помогает детям понять:

- где находятся начало и конец каждой зоны;

- что происходит в конкретном секторе, для чего он предназначен;

- как можно легко попасть в тот или иной сектор.

 

В работе по методике ТЕАССН активно используется визуальное расписание, визуальная поддержка, четкая структура занятий. Визуальное расписание создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после.

 

В ТЕАССН активно используются индивидуальные интересы для стимулирования обучения; поддерживается содержательная коммуникация, возникающая по собственной инициативе индивида. В коррекционный процесс активно вовлекаются родители. Специалист обучает родителей на родительских семинарах.

Родители с ребенком выполняют домашние задания, похожие на задачи, с которыми работает специалист в кабинете.

 

Возраст применения: дети дошкольного возраста (от 3 лет), школьники, подростки, молодые люди.

 

На какие навыки направлен результат. В исследованиях было показано значительное увеличение двигательных навыков, имитации, невербальных навыков коммуникации в группе детей, получавших ТЕАССН в течение 4 месяцев в дополнении к основной образовательной программе.

Исследования также показали улучшения познавательных, двигательных навыков и восприятия в группе детей от 3 до 18 лет, получавших ТЕАССН также в дополнении к другому вмешательству. Выявлено положительное влияние на снижение нежелательного поведения, улучшение социальных и коммуникативных навыков.

Метаанализ показал положительное влияние методики на социальные навыки, регресс нежелательного поведения. Влияние ТЕАССН на моторные, когнитивные, речевые навыки было незначительным.

 

Программа показала эффективность в улучшении функциональных навыков у молодых людей с РАС с интеллектуальными нарушениями легкой или средней степени тяжести.