РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           Согласно статистке инвалиды составляют примерно десятую часть планеты. Сегодня они относятся к наиболее незащищённой категории людей.

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей-инвалидов определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К.С. Станиславского). Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

В самом начале хотелось бы разобраться в понятии самоопределение. Самоопределение может быть рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительными.

В нашем случае под самоопределением понимается способность ребенка войти в микросоциум с помощью театрально-игровой деятельности.

Как уже говорилось ранее – игра занимает важное место в жизни ребёнка. Система обучения театральной игре детей с отклонениями в развитии строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Теперь рассмотрим, что такое микросоциум.

Микросоциум – это ближайшее окружение человека (семья, друзья, школа, соседи). Процессу вхождения в микросоциум способствует социализация и адаптация (как результат социализации).

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. То есть взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум.

Дадим определение коммуникативным способностям – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.

Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, они с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют  с близкими людьми. А виноваты в этом часто бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а это большая роль в развитии и воспитании ребёнка. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

У детей с отклонениями наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, в умственном развитии и нарушении  эмоционально-волевой сферы.

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Театрализовано-игровая занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Исследователи, изучающие данную деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева).

Театрализовано-игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

В процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Реализуя этот проект Социокультурная адаптация детей с РАС и членов их семей, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

- первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей. Мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:

- трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучались самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках (игры типа «Нарядим куклу Машу на праздник», «Большая уборка в доме», «Подготовим игрушки к спектаклю» и т. п.).

- сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми;

- театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи;

- изобразительная деятельность. В процессе занятий воспитанники имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги.

Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

- развитие эмоциональной сферы детей;

- игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку подбирается свой инструмент;

- исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).

- танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

- повышение уровня самооценки у воспитанников.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (студенты, педагоги, гости), воспитанники учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

В любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза (творческих способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И, если в самом начале нашей работы, педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях.

Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

- Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это важно, так как является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, то есть зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Смотря за ребёнком или взрослым, он может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Воспитанники читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у них стимулируется развитие сохранных возможностей. Даже пассивный ребёнок преодолевал свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, и становились более спокойными и уравновешенными.  

Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.