top of page

Социально-культурное пространство для детей с РАС "Смогу сам!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О проекте

Проект "Социо-культурное пространство для детей с расстройством аутистического спектра "Смогу сам!" - это обучение детей с РАС элементарным навыкам, знаниям и умениям самообслуживания. Кроме того, дети с РАС будут учиться поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения между собой и с другими людьми, а также развивать мелкую моторику и творческое мышление. Социо-культурное пространство - это оборудованные помещения, представляющие из себя кухонную зону со всем необходимым оборудованием, обустроенную спальную зону, санузел и игровую комнату с сенсориумом, где будут проходить творческие занятия на развитие мелкой моторики и занятия по актерскому мастерству. Занятия будут проходить в несколько этапов, в зависимости от уровня развития ребенка, с каждым этапом время пребывания в пространстве будет увеличиваться. Пространство не предназначено для постоянного проживания детей, так как, по мнению специалистов и родителей, резкая смена обстановки может напугать детей с РАС. На всех ступенях обучения с детьми будут находиться квалифицированные тьюторы и дефектологи, чтобы помочь детям правильно адаптироваться и получить необходимые навыки. На протяжении всей реализации проекта будет работать психолог, консультацию с которым смогут получить, как дети, так и родители. Что получат дети от пребывания в социо-культурном пространстве "Смогу сам!": 1. Навыки самообслуживания (умение следить за собой, за одеждой, обувью, убирать помещение, мыть посуду, пользоваться бытовыми приборами и т. д.); 2. Навыки самоконтроля и общения с людьми; 3. Навыки по ведению домашнего хозяйства (умение приготовить пищу, умение зашить одежду, уборка помещения и т. д.). 4. Развитие мелкой моторики и творческого мышления; 5. Навыки коммуникации и умения обратиться за помощью; 6. Базовые навыки актерского мастерства. Особое внимание будет уделено формированию групп. У каждого ребенка или подростка свои интересы, привычки, желания, характер, возможности, а главное - уровень социализации, которые должны учитываться. Важным фактором будет присутствие в каждой группе ребят разного уровня самостоятельности. Это даст возможность более самостоятельным детям взять шефство над слабыми и стать помощником педагога. Проект "Социо-культурное пространство для детей с расстройством аутистического спектра "Смогу сам!" может стать отправной точкой для постоянно действующей программы подготовки к самостоятельной жизни детей с РАС!

Социальная значимость

Аутизм - это социальная катастрофа. За последние пять лет в России более чем вдвое выросло количество детей с диагнозом «аутизм». По данным Минздрава РФ, в 2014 году их было зарегистрировано 13 897 человек, а в 2018 уже 31 415 человек. https://ria.ru/20190402/1552305150.html При этом официальной статистики аутизма не ведется, так как он входит в категорию психических и поведенческих нарушений. По данным Минздрава (https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god) в 2016 году зарегистрировано 133698 детей от 0-14 лет в данной категории, а в 2017 уже 135518 детей. Однако стоит говорить о том, что это только зарегистрированные дети. Многие семьи все еще не обращаются за помощью, а другим ставят неправильные диагнозы. По мнению экспертов в России проживают более 300 тысяч людей с расстройством аутистического спектра. По официальным данным (зарегистрировано или стоит на учете): Воронежская область – более 700 детей По неофициальным данным: Воронежская область – около 5000 детей Чем больше случаев РАС в регионе, тем больше внимания на них обращают. Однако, если зарегистрированных случае мало, то и внимание к семьям с такими детьми минимальное. Многим приходится переезжать в другие регионы. C 2013 г. в Воронежской области реализуется программа «Аутизм. Маршруты помощи». Это пилотный проект, реализуемый Правительством Воронежской области. В рамках программы обучено 845 специалистов методикам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), изготовлено 25 методических пособий, проведен ремонт и закупка оборудования в трех учреждениях социальной сферы. На базе детских поликлиник открыты два центра ментального здоровья. В рамках исполнения программы открыты 2 ресурсных класса для 12 детей с РАС и 2 ресурсные группы для детей с РАС дошкольного возраста. В 2016 году они расширены до 7 единиц. Закуплено реабилитационное оборудование. На 2020 год около 480 детей с РАС в Воронежской области посещают обычные детские сады и школы: ресурсные классы открыты в 25 школах, а ресурсные группы – в 14 детских садах. На сегодняшний день проект распространен и реализуется в 12 регионах страны. Однако, предпринимаемые меры поддержки в большей степени направлены на образование и развитие детей с расстройством аутистического спектра и не затрагивают социо-культурную сторону. Такие дети абсолютно не социализированы и практически не владеют бытовыми навыками, которые необходимы КАЖДОМУ человеку, а особенно детям с РАС. Как такие дети будут жить самостоятельно, без родителей и стороннего вмешательства? Очень трудно ответить на этот вопрос. Сегодня каждый 59 ребенок в мире рождается с аутизмом (https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/data.html). Такие люди наверняка есть и среди вашего окружения. Вы знаете, как складывается их жизнь, когда они вырастают? Они живут с родителями. И вместе с родителями оказываются в социальной изоляции. А если родителей нет, то дети с аутизмом попадают в интернат, где после медикаментозного лечения быстро теряют и те хрупкие связи с миром, которые у них были. Практика обучения детей с ментальными нарушениями бытовым навыкам в нашей стране на этапе становления. Обучение с сопровождением специалиста не только обеспечивает удовлетворение основных жизненных потребностей человека, но и поддерживает максимально возможный уровень его независимости и самостоятельности в выполнении различных действий в процессе повседневной жизни, включая принятие решений. Поддержка независимости происходит за счет обучения ребенка с РАС самостоятельному выполнению повседневных действий при постепенном снижении объема помощи до минимального в соответствии с его особенностями развития. Опросив родителей детей с РАС, мы узнали, что у нас в регионе практически нет постоянно и профессионально функционирующих тренировочных квартир и социо-культурных пространств, где дети смогли бы научиться первичным бытовым навыкам и подготовиться к самостоятельной жизни без родителей. Родители не всегда имеют возможность и время на освоение и выстраивание у себя дома, по сути, абилитационной развивающей среды для обучения ребенка этим навыкам. Так же часто дать возможность такому ребенку освоить навыки самостоятельной жизни в доступном ему объеме мешает сформировавшаяся годами модель поведения самой семьи - гиперопека родителей. Кроме того, зачастую неприемлемое социальное поведение таких детей вынуждает родителей эмоционально реагировать на ситуацию, и, чтобы защититься от выгорания, со временем они просто перестают выходить в общественные места. Происходит так называемая вторичная аутизация семьи. Проект "Социо-культурное пространство для детей с расстройством аутистического спектра "Смогу сам!" может стать постоянно действующей площадкой для обучения детей с РАС бытовым навыкам и подготовке к самостоятельной жизни. Подобные проекты крайне необходимы и нуждаются в поддержке и тиражировании.

Безымянный.jpg
fx6MiRQzSng.jpg
KwsjQN63KGM.jpg
IMG_8013.heic
qn153luyTV8.jpg
1712.750x0.jpg
IMG_7897.heic
IMG_7904.heic

КУХОННАЯ ЗОНА

Готовим еду, моем посуду, убираем за собой, учимся пользоваться бытовыми приборами и кухонной утварью

IMG_8065.heic
IMG_8070.heic

СПАЛЬНАЯ ЗОНА

Одеваемся/ раздеваемся, укладываемся спать, застилаем постель, учимся завязывать шнурки, раскладываем вещи в шкафу, пользуемся компьютером, делаем уборку

IMG_8003.heic
IMG_7983.heic

ИГРОВАЯ ЗОНА

Развиваем мелкую моторику, играем в увлекательные игры, проводим занятия и театрализованные уроки

IMG_7964.heic
IMG_7966.heic

ТУАЛЕТНАЯ ЗОНА

Учимся самостоятельно чистить зубы, умываться, ходить в туалет, пользоваться средствами гигиены, ухаживать за собой

bottom of page