top of page

РАННЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

Ребенок, больной аутизмом, стремится оградить себя рамками и стереотипами. И это проявляется во всем: Ровно относится и к людям, и к предметам. Не пытается ни дружить со сверстниками, ни конфликтовать с ними. Не использует в речи слова «Я», «Мы». О себе говорит в третьем лице. Употребляет много вводных слов, стереотипных фраз. Упрощаются даже двигательные навыки. Появляются монотонные движения (раскачивания туловищем, головой, рукой, ногой, кружение вокруг себя, долгие подпрыгивания и т. п.). Остается не усвоенным общение жестами и мимикой. Мимика на лице имеет испуганный, напряженный или же отрешенный («лицо принца») вид. Интерес к тому, что хорошо, а что плохо, отсутствует. Не имеет никаких фантазий. Сказок не понимает. Становится тревожным, если что-то в окружающем его мире меняется – перестановка мебели, прием пищи, правила игры, одежда…

Методы диагностики раннего детского аутизма.

Основной метод диагностики раннего детского аутизма - динамическое наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса близких людей. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, неврологическое и другие обследования.

 

Наблюдение поведения ребенка - самый важный источник информации. Поскольку поведение ребенка с аутизмом очень изменяется в зависимости от ситуации и места, за ним нужно наблюдать как в специально организованной, так и в обычной повседневной среде. Для детей нужно создавать, по возможности, непринужденные игровые и учебные ситуации. 

К организации непосредственного наблюдения за ребенком с ранним детским аутизмом предъявляется ряд требований: 

• присутствие родителей;

• ясный порядок и структура действий;

• ограниченный спектр средовых раздражителей;

• использование знакомого материала;

• применение материалов с высоким побуждающим характером;

• предупреждение опасностей; 

• ясная и однозначная коммуникация, при необходимости с использованием дополнительных коммуникативных средств (предметы, фотографии или рисунки, пиктограммы, жесты);

• применение материальных усилителей в зависимости от потребностей (любимые еда, питье, предмет).

 

В ходе опроса близких людей собирается информация по следующим областям:

наличие аутистической симптоматики в поведении ребенка в различных жизненных ситуациях; 

история развития и медицинский анамнез,

функциональный уровень ребенка; 

проблемы со здоровьем в семье;

семейная ситуация, социальные данные и предыдущий опыт, связанный с диагностикой и оказанием медицинской и психолого-педагогической помощи.

 

Диагностика раннего детского аутизма включает три этапа.

 

Первый этап - скрининг.

Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации. 

Скрининг - быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи. Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педагоги, врачи-педиатры и сами родители. Перечислим основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка.

 

Индикаторы аутизма в раннем возрасте:

• отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;

• отсутствие фразы из двух слов в 2 года;

• отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;

• потеря речевых или социальных способностей.

 

Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:

• отсутствие речи или задержка ее развития;

• особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;

• трудности в имитации действий;

• выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;

• отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;

• необычная реакция на сенсорные раздражители;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

 

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;

• большой интерес к неодушевленным предметам;

• отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;

• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях; 

• неспособность поддерживать диалог;

• увлеченность одной темой;

• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;

• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

 

В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий:

CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма,

 STAT - Скрининговый тест аутизма,

ADI-R - Диагностическое интервью для родителей. 

Например, СНАТ - короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев. 

Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения: 

социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения). 

 

Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей. 

 

Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.

 

Второй этап - собственно  дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр. 

 

За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS - Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS - стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуникация, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.). 

 

И, наконец, третий этап - диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учитель-дефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R - Профиль развития и поведения ребенка. PEP-R  состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).

bottom of page