РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС

Согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения, сейчас в мире на каждую сотню детей приходится один с аутизмом. Один процент — это очень много, теоретически в пределах круга знакомств каждого. Притом не исключено, что эти данные могут быть заниженными. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет — каждый второй. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. В мире одни говорят об «эпидемии» аутизма, другие — о том, что диагноз «аутизм» теперь необоснованно ставят всем подряд. Предположительно, в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России. Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Возможные причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов: отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы; нежелание россиян обращаться к врачам; несерьезное отношение к расстройствам нервной системы. К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников. Несмотря на то, что признаки аутизма стандартны, люди с таким диагнозом могут сильно отличаться друг от друга. Из-за многочисленности форм специалисты теперь чаще используют термин «расстройство аутистического спектра» (РАС) вместо термина «аутизм».

Проект АНО «Воронежский детский театр» так и называется «Социокультурная адаптация детей с РАС». Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. В случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром. Терапия развития коммуникативных навыков направлена непосредственно на развитие этой стороны личности ребенка. Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. В последние годы, обучение социальным навыкам, как индивидуально, так и в группе сверстников, стало очень распространенным методом. Коммуникативные навыки, приобретенные во время коррекционных занятий, варьируются от простых навыков, как зрительный контакт, к более сложным навыкам, как приглашение сверстников к игре. Этот тип программ может значительно улучшить социальную адаптацию и развитие коммуникативного навыка. Хотя обучение коммуникативным навыкам не является официальным или формально заверенным методом терапии,

специалисты, такие как дефектологи, логопеды, и психологи часто фокусируются в основном на улучшение коммуникативных навыков при адаптации детей с ранним детским аутизмом. Кроме того, родителей, членов семьи и других лиц, можно научить эффективным способам общения, чтобы помочь улучшить социальное взаимодействие своих близких, страдающих ранним детским аутизмом как внутри, так и вне дома, на регулярной основе. [1] В случае воздействия на ребенка посредством театрализации, коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. Воронежский детский театр делает это через адаптированные спектакли. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок почувствовал, что в коллективе детей – зрителей, ему лучше и интереснее, чем одному. Понимая всю тяжесть проблем реабилитации и социализации детей с расстройствами аутистического спектра, мы обратили свое внимание на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности. Поскольку, коммуникация — передача информации от одного индивида другому, является неотъемлемой частью социальной жизни человека. Мы считаем, что взаимодействие во время спектакля на ребенка, вовлечение его в действо, коллективная детская реакция, помогают развитию коммуникативных навыков у детей с РАС.

Театр как вид деятельности включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Средства театральной деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с РАС: формируется принятие собеседника; снижается напряженность в коммуникативном процессе; у ребенка повышается интерес к общению. Социальная среда требует от ребенка выполнения различных правил и требований, которые, часто, оказываются не понятными для ребенка с РАС и поэтому сложны в выполнении, что нередко негативно оценивается обществом. Создается напряжение между ребенком и средой. Что заставляет его избегать общения. Когда у детей есть возможность выходить за рамки своего ролевого поведения и ломает рамки «социального сценария», предписанного ему, в процессе театральной деятельности, ему предоставляется возможность изменения своего привычного поведения в формате игры.

Даже если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции. Спектакль и различные театральные средства так же повышают речевую активность. Как показывает опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам. Так же нужно заметить, что театр развивает мимическую, двигательную, эмоциональную, коммуникативную активность при грамотном подборе инструментария. В дальнейшем мы будем делиться своими наработанными опытом и наблюдениями в процессе адаптации детей с РАС через театрализацию.