ПРАКТИКА И ЗАНЯТИЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ 

Практика и занятия через театрализацию с детьми с расстройствами аутистического спектра.

АНО «Воронежский детский театр», который занимается проектом «Социокультурная адаптация детей с РАС через театрализацию», собрал в своих стенах Клуб родителей особенных детей. На занятиях и спектаклях дети показали свою способность к развитию навыков коллективного взаимодействия, «правильной» реакции на явления окружающего мира. В частности, смешные эпизоды, коллективный речитатив, подражание действиям актеров. Но в домашней обстановке родители не могут использовать такие же методы. Нас часто спрашивают, как продолжить театрализованные занятия с ребенком дома.

Хотим поделиться одним занятием, разработанного комплекса развивающих занятий на основе театральной деятельности, это совместная практическая работа учителя-дефектолога и психолога. Цель: развитие коммуникативных навыков детей с РАС через интеграцию разных видов деятельности по театрализованному представлению сказки " Репка». Задачи: установить контакт с ребенком с РАС; сформировать принятие собеседника; снизить напряженность в коммуникативном процессе; повысить интерес к общению. Оборудование: Ширма, кукольный театр «Репка», семена, белый лист с выложенной из ваты тучкой, гуашь пальчиковая синего цвета, леечка, плоскостные репки разных размеров, дидактический раздаточный материал — муляж Репки, корзинки желтого цвета, прищепки зеленого цвета, игрушечная посуда (кастрюльки), аудио проигрыватель, диск с записью музыкальных мелодий, чашки одноразовые, картинки с персонажами героев сказки, клей, салфетки.

Организационный момент: Учитель: Здравствуйте, мои милые! Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! Включаем сказочную музыку. Учитель: —А сейчас я загадаю загадку: Дай-ка в глазки погляжу, Сказку детям расскажу. А сказка будет вот про что... Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок, В земле засел крепко Конечно это ….. (репка) Психолог достает игрушку репку, обращаем внимание детей какая она, если ребенок сам потрогать не может, помогаем ему сопряжено. На столе заранее поставлен кукольный театр. Начинаем показ театра «Репка». Рассказывание сказки… На столе стоят чашки одноразовые и вырезанные герои сказки (заготовки, вырезанные из детской книги), клей.

- А, теперь, мы с тобой создадим свой театр. Наклеим героев на чашки, и они оживут. И МОЖНО БУДЕТЬ ИГРАТЬ В ТЕАТР.

Учитель показывает, как делать. Какие мы молодцы! Мы справились, создали театр! Психологическая установка на занятие. Учитель: - Мы сидим, как репка, Топаем ножками, как детка, Руки на пояс, как баба, Гладим косы, как внучка, Руками хлопаем, как Жучка, Ротик умываем, как кошка. Хвостиком виляем, как мышка….

Учитель: Ребята, давай мы тоже посадим репку. Упражнение «Посади репку». Психолог подводит ребенка к миске с песком: «А теперь, мы посадим семена в песок, для того чтобы вырастить репку». Показывает. (Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, то выполняет ребенок сопряженно со взрослым.) Упражнение «Нарисуй дождик». Учитель берет лист, где из ваты выложена тучка. Краски пальчиковые, синего цвета. Берем руку ребенка, макаем пальчик в синюю краску и рисуем дождик. Все это под музыку Шопена «Вальс дождя».

Упражнение «Полей свой урожай» . Учитель берет маленькие детские леечки и вместе с ребенком поливает урожай, чтобы он рос быстрее. «Дождик, дождик, лей сильней, Нашу репку ты полей. Тучка в небе синяя – Капай, дождик сильней!

Игра «Собери урожай! " «Мы полили нашу репку и выросла репка. Давай теперь соберем наш урожай.». Из песка ребенок собирают репки и кладут в корзинки. Обращаем внимание на цвет репки, что она желтая и кладем репку в желтую корзинку.

Дидактическая игра «Очистим репку от ботвы». Учитель показывает репку с прикрепленными к верхней части прищепками. Это ботва у репки. Она зеленого цвета. Чтобы сварить кашу, нужно очистить репку от ботвы — зеленых листиков. Мы показываем, как снимать прищепки. После завершения задания психолог включает спокойную музыку. Релаксация с физкультминуткой. «В огороде дедка репку посадил (присели) И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся). - Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках). Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики) Большая — пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны). Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках).

Подведение итогов. «Сегодня мы путешествовали по сказке «Репка», вспомнили ее героев, сделали свой театр на чашках, посадили семена, полили и вырастили урожай, очистили ботву, и накормили кашей наших героев! Какие мы молодцы!».

Мы выявили тенденцию развития коммуникативных навыков у детей в течение реализации комплекса Социокультурной адаптации детей с РАС на основе театральной деятельности. Это выражается в прогрессировании вербальной коммуникации — устной речи, увеличении интенсивности использования жестов и мимики, которая становится более эмоционально и дружелюбно окрашенной. Это расценивалось нами как сигнал к расположенности ребенка к общению. По наблюдениям специалистов, работающих с детьми, они стали чаще включаться в общие занятия, стали проявлять интерес к общению и принимать знаки внимания со стороны окружающих их людей. Комплекс развивающих занятий на основе театральной деятельности, является положительно влияющим на развитие коммуникативных навыков у детей с РАС. Итак, коррекционный процесс направлен на как можно более эффективную адаптацию ребенка, интеграцию его в общество. В настоящее время данный синдром не изучен до конца, остается множество вопросов, на которые еще не получены ответы. То есть, зачастую нет оснований с уверенностью утверждать об абсолютной эффективности того или иного метода развития коммуникативных навыков. Не существует конкретного эффективного метода для развития коммуникативных навыков. На данный момент наука находится на стадии исследования и поиска данных методов. Многие исследователи видят возможность адаптации детей с РАС при помощи творчества. По их мнению, театральная деятельность включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Поэтому ведется активная разработка различных методов коррекции навыков коммуникации у детей с РАС. Регулярная работа с ребенком, у которого диагностированный ранний аутизм — залог успешного динамического развития.