top of page

СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В рамках проекта «Социокультурная адаптация детей с РАС и членов их семьи в Воронеже, Белгороде, Липецке»  мы продолжаем публиковать статьи, в которых собирали  из разных источников информацию, которая может быть интересна тем, кто занимается развитием своих особенных детей.

Поговорим о таком современном  явлении, как социальный театр. Так как именно в таких театрах играют «особенные люди».

 

      Что такое «социальный театр»? Чем он отличается от «просто театра»?

      Социальный театр — это стремительно развивающееся явление в театральном искусстве, направленное на привлечение внимания к острым общественным проблемам и темам. Список этих тем может быть широким: от войны и бедности до взаимоотношений родителей и детей. Часто социальный театр помогает зрителям посмотреть на «трудную правду» или «страшную тему», о которой сложно говорить в обычной жизни. Социальный театр дает возможность говорить тем, у кого раньше не было права голоса, и выводит под свет рампы тех, кто до сих пор оставался невидимым.

     Постановки с участием людей с ментальными особенностями, незрячих или слепоглухих актеров, подростков из детских домов, заключенных или пенсионеров и пр. перестали быть лишь арт-терапией для «особых» актеров — теперь они становятся полноценными театральными спектаклями, имеющими художественную и социальную ценность. Каким бывает социальный театр? Чаще всего под «социальным театром» понимают спектакли, которые либо поднимают важные для общества темы (например, опыт бездомности или жизнь ребенка с инвалидностью), либо включают в творческую деятельность группы людей, считающихся в обществе аутсайдерами, выводя их на сцену совместно с профессиональными актерами. В последнем случае мы говорим уже про «инклюзивный» театр, который рассматривает «особых» актеров как равноправных участников творческого процесса, включает их в культуру, а значит, и в общество.

      Также у социального театра есть такие формы, как форум-театр и плейбек. Часто социальные спектакли ставятся в жанре документального театра, и тогда для них собираются и записываются вербатимы, то есть личные истории. Отчасти формой социального театра является и такое направление на стыке театра и психологии, как психодрама.

       Когда социальный театр получил признание в России? В России о социальном театре как явлении стали говорить в начале 2010-х годов, когда инклюзивные постановки вышли на «большую сцену». В 2014 году спектакль «Отдаленная близость» театральной студии «Круг II» с участием людей с ментальными особенностями получил национальную театральную премию «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент». Это был один из первых шагов к «легитимизации» социального театра в профессиональном сообществе. 2016 год — важная точка отсчета в новейшей истории социальных театральных проектов в России.

      В этом году на премию «Золотая Маска» был номинирован спектакль «Прикасаемые» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций, в котором слепоглухие люди играли вместе с профессиональными актерами. Спектакль стал громким событием, благодаря которому об инклюзивном театре узнала широкая публика: его играют на ведущих театральных площадках как в России, так и за рубежом, а в постановках принимают участие известные актеры: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова и многие другие. Несколько резонансных социальных театральных проектов в 2016 году появилось в Санкт-Петербурге. Среди них спектакль «Язык птиц» БДТ имени Г. А. Товстоногова и Центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом», который стал первым социальным спектаклем, вошедшим в репертуар крупного российского театра федерального подчинения и был номинирован на «Золотую Маску» в 2017 году.

        Независимая театральная команда режиссера Михаила Патласова при поддержке благотворительной общественной организации «Ночлежка» выпустила спектакль «НеПРИКАСАЕМЫЕ» с участием бездомных, вошедший в программу летнего фестиваля искусств «Точка доступа» и лонг-лист премии «Золотая Маска». Также в 2016 году вышел посвященный социальным театральным проектам номер журнала «Театр.», в котором феномен социального театра обсуждали теоретики и практики.

       В 2018 году премию «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент» вновь получил спектакль социального театрального проекта — «Я Басё» петербургского «Упсала-Цирка», в постановках которого участвуют подростки с трудной судьбой и ребята из детских домов. Наконец, в 2019 на главную театральную премию страны был номинирован спектакль «Разговоры» социокультурного пространства «Квартира», созданный при участии профессиональных актеров и актеров с ментальными особенностями — студентов Центра «Антон тут рядом».

     Кто занимается социальным театром в России сегодня? Социальной проблематикой с начала 2010-х годов в России много занимаются самые разные театральные компании — в процесс все активнее включаются и независимые, и государственные театры в самых разных регионах страны. Среди наиболее известных проектов — московские студии «Круг» и «Круг II», группа, вышедшая из петербургского пространства «Квартира» и инклюзивного проекта «Встреча», в которой участвуют студенты Центра «Антон тут рядом», инклюзивные театральные школы Центра творческих проектов «Инклюзион» в шести российских городах, «Спектакли-невидимки» для зрителей, которые хотят ощутить на собственном опыте, что такое «жизнь в темноте», инклюзивный проект «#ЗАживое» екатеринбургского Ельцин-центра, петербургский театральный проект «Вместе», «Упсала-цирк», цикл проектов Александринского театра «Здесь и сейчас», гражданские и свидетельские спектакли «Театра.doc», поставленные с участием сложных подростков и мигрантов, и многие другие.

      А еще спектакли, поставленные с участием «особых» артистов и непрофессионалов, все чаще включаются в репертуар театров по всей стране, превращаясь из проектной, ограниченной во времени работы в регулярную практику.

        Проекты АНО «Воронежский детский театр» для детей с ОВЗ продолжаются. Может быть в наших спектаклях со временем начнут участвовать  и наши зрители – удивительные, чудесные особенные дети.

bottom of page