НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС И ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В рамках проекта «Социокультурная адаптация детей с РАС и членов их семьи в Воронеже, Белгороде, Липецке» мы продолжаем публиковать статьи, в которых собирали из разных источников информацию, которая может быть полезна вам в вашем непростом пути развития особенных детей.
Давайте сегодня поговорим об использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с РАС.
Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух видах:
- как вид искусства в процессе которого ребенок выступает в роли зрителя
- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.
Специальные исследования показали, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка очень значимыми. Театрализованная игра или спектакль предполагают такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда ребят захватывают события, судьбы героев, когда они радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.
Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и в создании благоприятного эмоционального фона.
Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств, для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с другими детьми.
Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок учится понимать, что такое ролевое поведение.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, коррекционную и воспитательную функции и не сводятся только к подготовке выступлений.
В своей деятельности по проекту – проведению театрализованных уроков и адаптированных спектаклей - мы ориентировались на следующие принципы:
-
Динамичность.
-
Коррекция и развитие высших психических функций.
-
Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
Увлекательность - является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с РАС;
-
Коллективизм - в коллективных творческих делах на уроках происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Были использованы следующие формы работы:
-
КОЛЛЕКТИВНАЯ – когда инклюзивный спектакль смотрят сотни детей одновременно и актеры вовлекают детей в действие по сценарию.
-
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ – выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
1. Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
2. Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
3. Активизируется собственная речь
4. Активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
5. Обогащается словарный запас
6. Совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
7. Развивается эмоционально-волевая сфера
8. Корректируется поведение
9. Формируется самостоятельность и активность
Компенсация
Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.
Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки
Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу, что способствует развитию навыков социальной коммуникации. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Зрительный контакт
Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Реализация творческих способностей и учёт речевых возможностей каждого ребенка
На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза, двигательных способностей детей, уровня умственного развития - каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно выполнять те или иные действия.
А ведь наряду с осознаваемыми процессами в ходе восприятия театральных постановок, спектаклей (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми представлениями) имеет место возникновение бессознательных психических реакций (эмоций, эстетических переживаний). Поэтому существенным условием работы по художественному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, является использование специально подобранных театральных произведений, которые, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, могли бы развивать такие высшие психические функции, как внимание, восприятие, мышление, воля, мотивация и др. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, считает Л.С. Выготский.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности. Мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит, в том числе, от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности. Вот так мы видим возможности театрализации занятий с детьми с РАС .