top of page

Театр для "чайников"

Что значит слово «репетиция»?

Латинское слово «repetitio» означает «повторение». С появлением в театре рубежа XIX-XX веков постановщика, отвечающего за все процессы, включая и художественно-смысловое решение, у репетиций, ранее используемых для тренировки навыков, изменилась задача. Именно на репетициях стал воплощаться режиссерский замысел с привлечением множества компонентов - актеров и его подручных: гримеров, костюмеров, бутафоров, реквизиторов, монтировщиков, осветителей, звукорежиссеров.
 

Кто главный сегодня?

За репетиционный процесс всегда отвечает гранд-мастер Ордена джедаев - режиссер Йода и его помощник дроид R2-D2, который ведет отдельный режиссерский экземпляр пьесы.
 

Ради чего заводят режиссерский экземпляр?

По типу корабельного журнала, где фиксируются все шаги процесса и найденные решения: выходы артистов, перестановки декорации, включение и перемены звуковых / световых эффектов, переодевания, необходимые предметы быта и прочее. Чтобы знать, к какому причалу вернуться, если что...

 

Все репетируют одинаково?

Нет, каждый режиссер-рыбак купает своего червяка замысла по-разному. Кто-то начинает с тренингов, кто-то устраивает смотр самостоятельных работ, кто-то сразу выходит на сцену с импровизациями, а кого-то поселяют на необитаемую дачу, где исполнители пьют чай, а судьбы их героев рушатся у всех на глазах. Словом, рост методов прямо пропорционален количеству драматических матриц (1), актерских школ (2) и оригинальных режиссерских подходов к театру (3).

Постараюсь ознакомить с традиционным ходом выпуска спектакля в русском репертуарном театре. Тут есть четкие шесть этапов работы: формирование замысла, застольный период, репетиции в выгородке, прогоны, премьера и прокат.

 

Что означает «застольный период»?

Не то что вы подумали. Никто поляну не накрывает и не поднимает тосты за здоровье присутствующих здесь дам. Все усаживаются за стол и вовлекаются в работу над пьесой, куда входит читка ее вслух по ролям, сверка текста с сокращением и корректировкой, диалог с постановщиком о замысле и действенном анализе драмы.
 

Как в анализе драмы возникает понятие мотивации?

Ради понимания воли изучаются мотивы, толкающие героя к тем или иным словам, поступкам или бездействию, влияющим на развитие сюжета. Вариант «просто захотелось походить грустненьким» не пойдет.
 

Что такое анализ композиции?

Перед началом репетиции режиссер в самостоятельной работе определяет обстоятельства, событийный ряд и следующие из них композиционные величины спектакля - «экспозицию», «завязку действия», «кульминацию», «развязку действия». Именно они позволяют ему превратить спектакль в интересное и увлекательное зрелище. Раз разобрал пьесу, обязан на ней жениться! наодеколониться и пойти хвастать к гостям! заразить своим видением артистов!
 

Учат ли актеры роль до репетиции?

Всегда. Высокая профессиональная планка не позволяет актерам быть не готовым к процессу. Импровизации текста не допускаются. В Европе самыми распространенными судебными исками к театрам являются факты нарушения во время исполнения незыблемого текста или неправильно произнесенная фраза. За этим особенно тщательно следят представители наследников и владельцев авторских прав, за счет чего и живут. У нас такого крена нет, но лишают сладкого и печенек с актеров взимают штрафы за вольности и нарушения дисциплины.
 

Чего добивается режиссер?

Если представить спектакль как некий текст, то режиссер стремится не только раскрыть в нем идейное содержание произведения, но и передать некоторое послание залу, так называемый «месседж», объясняющий, для чего он ставит именно эту вещь сегодня. Ради идеальной трансляции этой «телеграммы» (по А.Гончарову) в процессе репетиций ищутся особые выразительные средства и художественные решения. И не как на почте, а чтобы отправление всегда находило своего адресата.
 

Что такое «репетиции в выгородке»?

Это не как в пейнтболе, когда группа возбужденных членов коллектива отправляется тупо мстить плохишам из своих рядов на территорию захламленной местности. Иначе. В репетиционной комнате выстраивается условная расстановка предметов и мебели. Вместо будущих домов, самолетов и пароходов выставляются стулья, кубики, маты и остальной скарб, найденный буквально под рукой, в которых актеры с развитым воображением представляют будущий балкон, трон, око Саурона и прочее геометрическое чудо. Как правило, к тому моменту декорационное решение художника утверждено режиссером и, пока мастерские его изготавливают к премьере, «выгородка» условно его повторяет.

На репетициях в выгородке актер постепенно «освобождается» от текста, начинает ориентироваться в тропах будущего решения пространства, находит примерные «мизансцены» (так называют расположение на сцене). Но, главное, во взаимоотношениях с другими персонажами рождаются черты характера роли. Чтобы понимание того, насколько «вы мне симпатичны или противны» возникало не с первого взгляда, а постепенно.

 

Когда используется «этюдный метод»?

Не занятие, а диво-дивное и чудо-чудное! Как живописцы после пленэра рисуют этюды «по памяти» или фантазируют «по поводу», артисты устраивают вольные импровизации на темы пьесы, а точнее историй из далекого прошлого или будущего своих героев, словом, того, что не вошло в описанный сюжет. Эти этюды позволяют познакомиться с проявлениями судьбы в линии роли, а также понять мотивировку, отчего его герой поступал так или иначе и что стало причиной именно такого выбора. Тренинг радости небывалого и публичных мук покусывания и прищипывания совести.
 

Сколько длится репетиция?

Утренние и вечерние репетиции длятся по 4 часа, что составляет традиционные для работника российских учреждений 8-часовой рабочий день. Случается увеличение рабочего времени, когда кроме двух репетиций артист еще занят в спектакле, это называют смешным термином «третья палка», означающая, что исполнитель получит премию за переработку. Но, учитывая кризис в стране и большой процент безработицы, некоторые руководители лишних «палок» не чтут, за что все будут гореть в аду.
 

Когда подключаются другие службы?

Параллельно идут репетиции танцевальных, вокальных, пластических номеров или сценических боев, если таковые необходимы сюжету и замыслу режиссера. У каждой службы появляется девиз: «Не проходи мимо безобразия! Обязательно прими участие!»

Когда переходят на сцену?

Из-за того, что театр функционирует «без остановок», радуя зрителя уже полюбившимися спектаклями, репетиционный период переходит на сцену в самый последний момент с минимумом проб, называемых «точками». В зависимости от загрузки репертуара на подготовку к премьере дают от 3 и более точек, за которые постановщик успевает наладить и согласовать работу остальных служб: звука, света, декораций, костюмов, реквизита. Всем бы саблю и коня - и на линию огня! Участники процесса переезжают жить в театр. Особо сентиментальные шлют жалобные телеграммы родным.
 

Когда начинаются прогоны?

Под прогонами понимается не гон вранья, а последовательное исполнение сцен, которые репетировались отдельно. Тут важно сформировать представление о целом. Прямо с репетиционной площадки режиссер старается передать своим единомышленникам общее представление о действии и замысле. Поэтому некоторые авторы стараются начать прогоны как можно раньше. Но традиционно - театр существует в обстоятельствах аврала, когда времени на прогоны не хватает, и, как шутил Всеволод Мейерхольд, премьера спектакля ожидается к сотому показу. Прогоны позволяют зафиксировать все, что может быть описано - смена костюмов, монтировочные, световые, звуковые партитуры. Службы начинают чаще ходить друг к другу в гости.
 

Сколько бывает генеральных репетиций?

Одна. В петербургских театрах на нее иногда приглашают прессу или «пап и мам», т.е. тот родственный контингент, с которым театр готов выпустить на свет нового «ребенка» - спектакль. Явка зрительской акушерской бригады происходит по-разному: по договору, наитию, с повинной. В процессе этого «последнего» перед премьерой показа возникает «знакомство» со зрительской реакцией. Хотя для выпуска комедии некоторые режиссеры начинают пускать на прогоны раньше. Надо же учиться раздражать унылых людей позитивом. Но и здесь нет каких-то устоявшихся правил.
 

Сколько занимает репетиционный период?

Есть два варианта. Первый случай постановочной гонки - 2-3 месяца. И второй - растянутое во времени финансирование и особая педагогика процесса - 1-4 года. Оба варианта имеют плюсы и минусы. В первом ррраз, и тигры у ног моих главный повод для радости - высочайший уровень готовности к авралу: единомыслие команды, легкость и многогранность фантазии, зрелость замысла. А во втором - мы ехали, ехали, и, наконец, медленное погружение в среду, материал, обстоятельства, поездки по местам боевой славы героев, авторов, режиссера и друзей его семьи. Этот процесс называют «выращиванием зерна роли». Но, если в первом случае зерно может не созреть, то во втором - перезреть. Актер - не сеновал, но перегореть может. Особенно в мегаполисе, где у него тысячи искушений изменить театру с кино, телевидением, радио, антрепризой и прочими дорого оплачиваемыми проектами.
 

А что в музыкальных театрах?

Еще обязательны репетиции с концертмейстером, оркестром, хором, балетом, кордебалетом, мимансом. Еще посещение могилы композитора и либреттиста, астролога для составления лунной карты показов и, на всякий случай, колдунов и киллеров для будущих неблагонадежных критиков.
 

Что такое премьера?

Не как в песне поется «вот и вышел, вот и вышел... человечек!» Праздник явления результата на публику - это тонны успокоительных пилюль и килограммы патронов, острые американские горки переживаний, море неожиданных впечатлений с волнами симпатии благодарного зрительного зала. Кому не понравилось, может забиться в угол и тихо порыдать, а остальные же на поклонах торжествуют, дарят охапки цветов и даже умудряются попасть на скромный банкет со сладким и легкими шалостями дружеского капустника.
 

Что происходит дальше со спектаклем?

Традиционно текущий репертуар театров состоит из 20-50 названий: премьерные постановки играются три раза в месяц, некоторые шлягеры - два, по одному - важные по мнению худрука названия, и эх, раз, еще раз, еще много-много раз спектакли для детей даже в не детском театре, в котором все не как у остальных.

Репетиция при этом всегда проходит накануне спектакля, позволяя артистам «вспомнить» акценты, мизансцены, действия партнеров, а техническим службам устроить прогон своих перемен. Важно, чтобы на этих репетициях присутствовал режиссер или его помощник, который позволяет сохранять баланс элементов в тонкой ткани художественного мира спектакля. Что довольно непросто.

bottom of page