Получение детьми с овз образовательного и социального опыта через театральную деятельность.

В современном мире актуально воспитание творческой социально-адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Поэтому необходимо решать задачу эффективности психолого-педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной деятельности и включения в социальную среду полноправными членами общества.

Актуальным направлением помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья является его включение в совместную деятельность с нормотипичными детьми, в том числе интегрированное обучение с целью его социальной адаптации. Интеграция предполагает активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Это особый путь поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, воспитания, обучения, социализации, соответствующих его возможностям. В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего, через систему воспитания и образования, а в дальнейшем – через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

 

Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в процессе творческой деятельности. Творческая реализация является неотъемлемой частью развития человека как личности. И особенно разнообразные виды творческой  деятельности важны для формирования личности ребенка: его умений, способностей, интересов и таланта. В творческой деятельности ребенок развивается, воспитывается и обучается. Главной целью таких занятий является создание комфортной среды для каждого дошкольника, исключение негативной оценки его действий, поощрение фантазии, творческой и речевой активности.

Не секрет, что детский коллектив, настроенный на творчество, вырастает, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Каждый человек от рождения талантлив! Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение из этого правила. В каждом ребенке заложены способности во многих областях творчества. А их раскрытие и развитие зависит от степени участия педагогов и родителей. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Для развития творческих способностей используем разнообразные техники: квиллинг, рисование, работа с пластилином, оригами, аппликацию, коллаж с применением круп, семян, пуговиц, скорлупы, ткани, тесьмы и пряжи.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровьями, участвуя в творческой деятельности может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для их успешной адаптации в социуме.

 

В наше время с развитием инклюзивного образования в России многие родители детей с ОВЗ после постановки диагноза стремятся не переводить детей в специализированные группы, а оставляют их в общеразвивающем детском саду. В связи с этим возникает проблема равнозначного развития ребенка. Не секрет, что эти дети с плохим произношением, часто тревожные или наоборот гиперактивные. Этим детям не предлагают роли в утренниках, развлечениях и в детских спектаклях. Они малоактивны и мало включены в планы выступления, чтения стихов и. т. д. Театральное искусство по своей природе наиболее близко детской ролевой игре, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль, которая помогает в освоении и познании окружающей действительности. Театральная деятельность удовлетворяет основную потребность – потребность в игре создает условия для проявление его творческой активности.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют не только развитию творческих, но и речевых способностей детей, развивают умения выразительно, чисто, грамотно и четко говорить при выступлении перед аудиторией.

 

Театральные занятия помогают всесторонне развивать у ребенка с ОВЗ. Основной целью театральной деятельности является развитие творческих способностей детей, потребности в самовыражении и развитии личности.

В коллекции нашей театрализованной деятельности имеются виды детских театров: пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, театр теней, варежковый театр. Дети пробуют себя в различных видах и исполняют различные роли.

 

В ходе проведеной работы у детей с ОВЗ снижается уровень общей и ситуативной тревожности, развивается умение владеть собой в трудных ситуациях, умение свободно и естественно двигаться по сцене, умение произносить текс правильно и четко, с нужными интонациями, пополняется словарный запас и образный строй речи. Дети овладевают навыками общения и коллективного творчества. Они с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творческой задаче, быстро включаются, психологически раскованы и уверены на занятиях. Поэтому  использование данных методов и приемов с детьми ОВЗ является важным и востребованным.