Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом.
Аутистам в дополнение к нарушениям речи часто свойственна некоторая физическая "деревянность" и неловкость. До определённого возраста физическое развитие в большинстве случаев проходит без вопросов, например, базовые малышовые движения: переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Но вот дальше... Почему возникают трудности с физическим развитием? Проблемы с имитацией. При занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. Для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема. Отсутствие мотивации. Особые дети часто не понимают зачем им напрягаться и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Для них недостаточно мотивации обычных детей "быть как взрослые". Почему физическое развитие и спорт так важны для мозга? Потому, что сложные моторные движения заставляют работать нейроны, улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом. Но кроме этого физические нагрузки заставляют мозгу расти. Подавляющее большинство нейронов закладываются ещё до рождения. Но некоторые части мозга сохраняют возможность производить новые нейроны, создавая больше связей и заменяя повреждённые. Реализуется это через нейротрофины - особые вещества, которые стимулируют и контролируют рост нервных клеток. Одним из самых активных нейротрофинов является нейротрофический фактор мозга - это белок, который вырабатывается в организме под действием гена BDNF. Нейротрофический фактор мозга очень важен, так как под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственны за обучение, память и обработку сенсорной информации. Учёные проводили эксперименты с выключением работы гена BDNF на мышах. Для мышей это закончилось плохо - они страдали от дефектов развития ЦНС, нарушения координации и обострённой сенсорной чувствительности. Некоторые мыши погибали от пороков сразу после рождения. Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию. Детей с нарушениями развития нередко сопровождает вторичное СДВГ. Исследования показывают, что СДВГ вызывается дисфункцией обмена дофамина и норадреналина в мозге. Так вот, эти вещества можно восполнить только двумя способами: фармакологическими препаратами и спортом. Причем если фармакология только искусственно поддерживает нужный уровень вещества, то систематические занятия спортом фактически лечат СДВГ - они учат организм правильной выработке и обмену. Как мотивировать ребёнка делать упражнения и чем можно заниматься? Отсутствие имитации и мотивации самая большая проблема. Показываешь что-то ребёнку, а ему всё равно. Он даже не смотрит. Но не стоит опускать руки! По крайней мере вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно многое из них выжать. Игровой туннель ИКЕА или аналогичный ему. Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение - они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями. Ходьба по массажным коврикам. Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации. Ходьба по скамье или массажным кочкам. Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве). Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда. Ходьба на руках. Упражнение очень хорошо тренирует руки и спину. Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга. Можно обойтись без подсказок, но если ребёнок не понимает, чего от него хотят, то можно сделать наклейки в форме рук на пол. Если жалко портить пол наклейками, то к фигуркам рук можно с изнанки прицепить липучки и использовать их на ворсистом ковре - липучки, цепляясь к ковру, будут удерживать "руки" на месте. Внимание: не делайте это упражнение, если у ребёнка повышенное артериальное давление и проблемы с сосудами глаз и мозга. Батут. Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм. Внимание: для детей с какими-либо проблемами в области шейных позвонков батут противопоказан. Кегли. Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа. Забрасывание мяча в корзину (баскетбол). Развивает то же самое, что и кегли - ловкость, точность движений, глазомер. В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро. Шведская стенка. Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка. При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину. Бассейн с шариками. Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение. Для гиперактивных малышей с проблемами по части сенсорики лучше выбирать спокойные цвета шаров, чтобы не перегружать нервную систему - от чрезмерной стимуляции цветом ребёнок может стать более капризным и начать хуже спать. Всё вышеописанное - фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них конечно не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу!