Как выбрать спектакль

Шаг 1. Посмотрите, какие театры есть в вашем городе

Прежде чем сделать выбор, хорошо бы изучить ассортимент. Почти в каждом городе России как минимум четыре театра: драматический, музыкальный, театр кукол и театр юного зрителя. В миллионниках нередко попадаются интересные независимые театры и центры современного искусства, в которых показывают спектакли. В Москве и Петербурге сложнее: театров там сотни. Но тогда вам поможет следующий пункт.

Шаг 2. Почитайте итоги сезона

Для тех, кому нужны именно рекомендации, это самый полезный жанр театральной критики: посмотрите, что писали СМИ о двух или трех последних сезонах, — и получите подборку как минимум заметных новых спектаклей. Естественно, все критики разные, и первому попавшемуся доверять не стоит. Если вам симпатично само издание или вам нравится, как автор думает и формулирует, тогда больше шансов, что ваши вкусы совпадут.

Шаг 3. Выслушайте советы знакомых

Чем больше вы соберете рекомендаций от знакомых, чьему вкусу вы доверяете, тем скорее приблизитесь к цели. Но есть нюанс: не верьте просроченным советам. Не бывает великих театров на все времена: состав «высшей лиги» все время меняется. Если ваша мама выросла на спектаклях Театра на Таганке или «Современника», это еще не повод идти туда сейчас. Если в детстве вы ходили в Театр кукол имени Образцова и для вас это счастливое воспоминание, это не значит, что своих детей нужно вести туда же. И даже если десять лет назад ваши друзья нахваливали «Мастерскую Петра Фоменко» или Малый драматический театр Льва Додина, нет гарантий, что с тех пор они не изменились до неузнаваемости.

Шаг 4. Узнайте, какие театральные фестивали проходят в вашем городе

Фестиваль — отличный способ сузить выбор: если спектакль оказался в программе межрегионального и тем более международного смотра, это самый надежный знак качества. Не нужно бояться театра на иностранном языке: да, придется читать субтитры или слушать синхронный перевод, но к этому быстро привыкаешь. И потом, то, что они показывают, часто не имеет аналогов в России: у нас довольно разнообразный театр, но мировой куда богаче просто в силу масштаба.

 

Между прочим, иностранные спектакли приезжают не только в Москву и Петербург: в Перми, например, есть Дягилевский фестиваль, а в Воронеже — Платоновский. Один из наших партнеров, фестиваль современной хореографии «Context. Diana Vishneva», хоть и базируется в Петербурге и Москве, но регулярно проводит гастроли в разных регионах страны.

Самые отчаянные театралы ездят на большие летние фестивали в Европу: дело в том, что западные театральные хиты вроде 24-часовой «Горы Олимп» Яна Фабра доезжают до России далеко не всегда, а если доезжают, то, как правило, с большой задержкой. Главный фестиваль оперы (и академической музыки) — Зальцбургский, за другими видами театра надо ехать в Авиньон и на эдинбургский «Фриндж».

Шаг 5. Доверьтесь «Золотой маске»

Это наша главная театральная премия, российский театральный «Оскар». Эксперты «Маски» ежегодно смотрят 800–900 спектаклей по всей стране, и у них практически нет шансов пропустить что-то интересное. Поэтому, если в аннотации к спектаклю упоминается, что он так или иначе отмечен «Золотой маской» (номинант, лауреат, включен в лонг-лист), есть вероятность, что это действительно важная и интересная вещь и на нее стоит обратить внимание. Лонг-лист и список номинантов (фактически список сотни лучших спектаклей сезона, выпущенных на территории России) публикуются ежегодно в начале ноября на сайте премии.

 

Чтобы представлять уровень «Золотой маски», посмотрите спектакли Кирилла Серебренникова, Андрея Могучего и Дениса Бокурадзе из программы прошлого года — благодаря Издательству Яндекса их можно увидеть онлайн.

Шаг 6. Вы почти у цели. Не попадитесь в ловушку маркетинга

Все самые заурядные театры заманивают публику тремя простыми маркетинговыми инструментами: на афише либо классика, либо комедия, либо фамилии популярных актеров (а то и все сразу). Во-первых, не гонитесь за классикой. Оставьте надежду, что великий текст вытащит любую постановку: бродвейская комедия про супружеские измены может быть интереснее и глубже, чем «Гамлет», если комедию ставит талантливый режиссер, а «Гамлета» — бездарный. Во-вторых, хорошая, смешная комедия на нашей сцене большая редкость, а вот унылых поделок со второсортными гэгами пруд пруди. И в-третьих, приглашенные знаменитости нужны театрам в качестве приманки для публики и повода повысить цену на билеты; художественная состоятельность спектакля в таких условиях возможна только в порядке исключения.

Шаг 7. Увидели анонс любопытного спектакля? Узнайте больше про его создателей

У любого спектакля есть автор, который все придумывает и за всё отвечает. В балете и современном танце это хореограф, в опере — тандем режиссера и дирижера, а в большинстве других случаев — режиссер. Его имя на афише говорит о постановке намного больше, чем наличие знаменитых артистов и даже чем название театра. В одном театре могут идти абсолютно разные спектакли, а вот работы одного постановщика более-менее похожи друг на друга — и по стилю, и по качеству. Поэтому чем больше вы знаете про режиссера, тем больше вы знаете про спектакль, который еще не видели.

Шаг 8. Допустим, вы определились с театром. Обратите внимание на то, как он себя подает

Грамотное руководство сделает всё, чтобы касса продавала билеты правильным людям: не в том смысле, что одни зрители лучше других, просто у каждой постановки своя публика. Если вы не знаете, идти ли в незнакомый театр на незнакомого режиссера, посмотрите, как эта площадка рассказывает о себе и своем репертуаре. Как вам их фирменный стиль? Тексты на сайте? Дизайн афиш? Фотографии спектаклей? Если нравится, можно рискнуть. Способ не всегда работает, но помогает избежать категорических несовпадений.

 Ищете что-то для детей? Тогда ищите для себя

Никогда не ведите ребенка на спектакль, если не хотите посмотреть его сами. Хорошая постановка для детей — как мультики Pixar, подходит публике всех возрастов. Не забывайте про «взрослые» театры: детский репертуар у них часто лучше, чем на профильных площадках.

© Karlsson Haus

Шаг 9. Не гонитесь за премьерами

Билеты на спектакль, вышедший год назад, часто в несколько раз дешевле, чем они стоили на премьере. Причем на первых показах постановка обычно ещё сырая: актерам нужно время, чтобы освоиться. В общем, если будете смотреть новинки с небольшим опозданием, только выиграете.

Шаг 10. Подписывайтесь на рассылки

Самый простой способ не пропустить премьеру, гастроли или начало продажи билетов — подписаться на рассылки интересных вам театров и фестивалей (форму подписки легко найти на официальных сайтах). А еще у них у всех есть соцсети — помимо прочего, там иногда разыгрывают билеты.

Шаг 11. Вы нашли то, что вам интересно, ура!

Старайтесь покупать билеты только в кассе театра или на его сайте. Перед покупкой убедитесь, что это действительно официальный сайт: у популярных театров бывают сайты-клоны, и цены там совсем другие.